Стук, хруст или гул в области колес — всегда тревожный знак для автовладельца. Две самые частые причины таких шумов — неисправность ступичного подшипника или шарнира равных угловых скоростей (ШРУСа, или «гранаты»). Путать их не стоит, так как последствия игнорирования проблемы могут быть разными: от заклинивания подшипника до полного разрушения ШРУСа и потери управления.
Отличить одну неисправность от другой можно самостоятельно с помощью простого и надежного лайфхака. Но для начала разберемся в природе шумов.
«Портрет» шума ступичного подшипника
- Характер звука: Монотонный гудящий или воющий звук, похожий на гул взлетающего самолета.
- Зависимость от скорости: Гул напрямую зависит от скорости движения: чем быстрее едете, тем громче и выше тональность гула. На малой скорости он может почти пропадать.
- Зависимость от нагрузки: Звук не меняется при повороте руля на прямой дороге. Однако он может незначительно усиливаться в повороте, если нагружается проблемное колесо (например, гул слева усиливается в левом повороте, когда вес машины переносится на правую сторону, разгружая левое колесо).
- Вибрация: При сильном износе к гулу может добавиться вибрация на кузове или руле, которая тоже зависит от скорости.
«Портрет» шума ШРУСа
- Характер звука: Хрустящий, щелкающий звук, похожий на треск дробинок. Реже — резкое постукивание.
- Зависимость от скорости: Щелчки зависят от скорости вращения колес, но их ритм обычно медленнее.
- Зависимость от нагрузки: Это главный отличительный признак. ШРУС почти всегда проявляет себя только в поворотах при вывернутых колесах, когда шарнир находится в крайнем положении. На прямой дороге шум обычно отсутствует.
Лайфхак для точной диагностики
Этот метод позволяет с 99% вероятностью определить виновника. Вам нужно поочередно покачать машину в движении, чтобы перенести нагрузку на разные колеса.
1. Найдите безопасное место: Пустая парковка или прямая дорога без машин.
2. Разгонитесь до скорости 40-60 км/ч, при которой гул хорошо слышен.
3. Поверните руль влево и вправо (маневр «змейка» или последовательные перестроения из стороны в сторону). Делайте это плавно, но уверенно, чтобы машина начала крениться.
Анализируем результат:
Если гул/жужжание УСИЛИВАЕТСЯ при повороте НАПРАВО и ослабевает при повороте НАЛЕВО — неисправен ЛЕВЫЙ ступичный подшипник. При правом повороте вес автомобиля переносится на левую сторону, нагружая левое колесо и изношенный подшипник.
Если гул УСИЛИВАЕТСЯ при повороте НАЛЕВО и ослабевает при повороте НАПРАВО — неисправен ПРАВЫЙ ступичный подшипник.
Если монотонного гула нет, но в поворотах с вывернутыми колесами (например, при заезде во двор) слышен хруст/щелчки — это однозначно признак износа внешнего ШРУСа на той стороне, в сторону которой вы поворачиваете. При повороте налево нагружается правый внешний ШРУС, и наоборот.
Дополнительная проверка для подшипника (на месте):
- Вывесите предполагаемое проблемное колесо домкратом (обязательно поставьте машину на ручник и подложите упоры под другие колеса!).
- Покачайте колесо руками в вертикальной плоскости (проверка на люфт).
- Если есть люфт — подшипник точно требует замены.
- Также можно раскрутить колесо рукой и послушать — неисправный подшипник будет гудеть даже при свободном вращении.
Внутренний ШРУС (трипод) обычно изнашивается реже и проявляет себя вибрацией или стуком при резком разгоне/торможении на прямой, так как он компенсирует движение подвески в вертикальной плоскости.
Запомните простое правило — гудение на прямой и в поворотах с креном = подшипник, хруст только в поворотах с вывернутым рулем = ШРУС. Этот лайфхак поможет вам точно определить причину и грамотно объяснить симптомы мастеру в сервисе.
Подобрать и заказать оригинальные детали для ходовой по VIN или марке авто в официальных каталогах производителя.